Главная  /  Статьи и реклама  /  Статьи  /  Противопожарная защита форвардеров, бульдозеров и скидеров (трелевочных тракторов) в лесозаготовительной отрасли в рамках вопроса сохранности лесной техники

Наши новости


Статья.  Противопожарная защита форвардеров, бульдозеров и скидеров (трелевочных тракторов)  в лесозаготовительной отрасли в рамках вопроса сохранности лесной техники.


Важной задачей в цепи производственного процесса лесозаготовительной отрасли, является противопожарная защита техники осуществляющей вспомогательные работы по вывозу деловой древесины и баланса, непосредственно с делянки к месту погрузки. Данным процессом в отличие от харвестеров и процессоров, занимаются форвардеры.  Скидеры (трелёвочные трактора) в занимаются расчисткой территории отработанных делянок под посадку молодняка, а также вывозом хлыстов при использовании в заготовке процессора. Бульдозеры в основном занимаются подготовкой дорог и их расчисткой.

Особенности работы данной техники заключаются в постоянной работе по перемещению древесины с делянки и её сортировке на пункте погрузки. Это связано с постоянно изменяющимся режимами работы двигателя и всех механизмов под нагрузкой, что ведет к повышенному износу мест крепления патрубков, кронштейнов и электрических соединений.

Основные причины возгорания лесной техники лежат в износе креплений, механизмов и агрегатов, а также в отношении персонала к процессам  обслуживания и безопасности. На основании процессов безопасности и сохранности лесной техники, должны проводиться мероприятия не только по контролю своевременности смазки основных агрегатов(стрела, пильная головка). А также, в равной мере, по контролю скапливающихся в поддонах и труднодоступных местах внутренних технических отсеков, отходов лесозаготовительного производства(щипа, хвоя и пыль). Многие работники занимаются полумерами в рамках процессов очистки техники от отходов производства, стараясь в пики летних температур смочить отходы водой, т.к. лапник и хвою просто струей под напором из энергонасыщенного отсека не удалишь. А кропотливая ручная работа со щеткой занимает до 1\16 от рабочего времени без учета обязательного «шприцевания».

Человеческий фактор, связанный с недостаточной очисткой отсеков выводит из строя от 50 до 250 единиц лесной техники, из них 1/3 безвозвратно по причине попадания искры из выхлопной трубы, искры от прогара коллектора выхлопной системы, искры от курения непосредственной близи с лесной техникой в ветренную погоду, а также в скопившиеся отходы лесодобычи, а также ежегодный профилактический запуск системы подогрева топлива. Процессы тления отходов при попадании в них искры до возникновения пламени, могут продолжаться до несколько часов и даже на лесной технике с выключенным двигателем и массой при отсутствии оператора и обслуживающего персонала. Оставшиеся 2/3  лесной техники сгорают по техническим причинам. Обычно это нарушение крепления патрубков и целостности самих патрубков, связанных с нагрузками при эксплуатации и несвоевременной заменой или неквалифицированной заменой при износе. Это наличие короткого замыкания связанного с отсутствием квалифицированного подхода к диагностике электрических цепей включая силовую на лесной технике и их своевременной замены. Это замыкание в электрических механизмах при износе подшипников.

Потери при возгорании техники также затрагивают и лесные угодья, нанося ощутимый вред экономике страны и экологической обстановке. Известен факт нанесения вреда здоровью наших граждан, повлекший смерти многих тысяч престарелых людей в последние 10-тия в разгар пожаров, признанных стихийным бедствием.

Уже сейчас обсуждается актуальность закона, который будет регламентировать оснащение всей техники эксплуатируемой в опасных производствах автоматическими системами пожаротушения. В настоящее время данное законодательство работает в некоторых странах и статистика показывает превосходные результаты. Скептики могут отметить, что возможно закон коснётся только лесной техники старше 3-х лет. Вынуждены огорчить статистическими данными о том, что сгорает и лесная техника эксплуатируемая до 3-х лет, при оценочном периоде 100% износа и подходом к капитальному ремонту к 4-му году эксплуатации. Страховые компании неохотно страхуют или отказывается от оформления страховки при отсутствии защиты лесной техники от пожаров.

Экономика достаточно проста. Понеся расходы на установку автоматической системы пожаротушения с целью исключения человеческого фактора, связанного с разгильдяйством, халатностью, неподготовленностью и просто страхом в персонала в начальной стадии развития пожара на лесной технике, собственник получает значительной экономическое преимущество в сохранности техники. Обычно считают сколько затрачивают средств на установку и обслуживание и после этого выносят вердикт очень дорого. В этом случае данный подход в корне неверен. Необходимо в оценочный расчет затрат по установке автоматической системы пожаротушения на защищаемую технику  вносить  оценку упущенной прибыли, которую могла бы дать сгоревшая техника до полной выработки её ресурса. А если сложить составляющую данной прибыли и остаточную стоимость техники при до ее гибели в пожаре, можно без труда увидеть, что на эти средства можно было оборудовать весь парк лесной техники эксплуатируемый организацией.

В чем же заключается особенность противопожарной защиты лесной техники. Отнюдь не в установке системы пожаротушения. Прежде всего  в сборе и анализе информации о состоянии самой техники и отношения к ней работающего и обслуживающего её персонала. Также в возможности оценки события приведшего к возгоранию или пожару. При данном подходе с учетом наличия многих меняющихся факторов влияющих на износ лесной техники и её возгорание, можно найти причину возгорания и в последствии исключить ее. Сбор данной информации призвана делать автоматическая система пожаротушения, которая, являясь беспристрастной, при условии наличия функции самодиагностики и наличия архива может дать сведения об отношении персонала к лесной технике при эксплуатации и техническом обслуживании. Также наличие данных в архиве, позволит без труда оценить избранный алгоритм пожаротушения, и узнать  при каких режимах работы произошло возгорание на лесной технике.

 

В процессе горения участвуют три составляющих - это горючий материал, окислитель (кислород) и источник возгорания. Известные на сегодняшний день транспортные системы пожаротушения (порошковые и аэрозольные) при срабатывании вытесняют окислитель или локализуют горючий материал от окислителя. Водяные транспортные системы пожаротушения распространены в лесной отрасли меньшей степени, т.к. свойства пожаротушащего вещества меняются при изменении температуры в минусовой диапазон.

 

Особенности расположения элементов автоматических систем пожаротушения  заключаются в оценке геометрии технических отсеков и их не плотностей за счет вентиляционных проемов. С учетом геометрии отсеков и коэффициента их не плотности выбирается средства пожаротушения, места расположения средств пожаротушения, с учетом направления выхода огнетушащего состава (для импульсных модулей и генераторов огнетушащего аэрозоля). Для трубной разводки подачи огнетушащего состава выбирается количество форсунок,  распылителей и  их направление. При выборе способа пожаротушения, размещения и направления выхода огнетушащего состав, рассчитывается требуемая масса огнетушащего состава, которая зависит от скорости подачи в зону возгорания, времени подачи состава с целью создания огнетушащей концентрации в зоне возгорания. Очень важное значение в защите лесной техники заключается в расположении пожарных извещателей, от которых зависит своевременное определение места возгорания.  Размещение элементов противопожарной системы проводят специалисты учитывающие особенности эксплуатации лесной техники и  отсутствие помех установленных элементов для технического обслуживания и ремонта техники.

Очень важный фактор выбора автоматических систем пожаротушения зависит от их наличия их унификации при установке на любой вид лесной техники.    

 

Особенности противопожарной защиты форвардеров.

Наиболее распространены форвардеры JOHN DEERE 1710D, KOMATSU Valmet 840.6/ 860.6/ 890.2, PONSSE ELK/BUFFALO/ BUFFALO KING/ELEPHANT/10W, CATERPILLAR 534/544/564/574/584/584HD, LOGSET 4F/5F/6F/8F/10F. Особенности работы данной лесной техники это низкочастотные нагрузки, движение со скоростью 3-10 км/час под грузом от 7 до 20 тонн по значительной калейности, размокшей почве, а также пересеченной лесной местности с лежащими бревнами и пнями (см.видео).

Данный вид техники отличается тем, что имеет два отсека, отсек двигателя и отсек распределителя находящийся под в большинстве случаев поднимающейся кабиной. Отсек двигателя с небольшим размером подкапотного пространства с энегронасыщенным оборудованием и значительной не плотностью. Отсек распределителя достаточно свободный с незначительным процентом  не плотности.   Каждый из отсеков имеет в виде защиты снизу, опускающийся поддон. Предусматриваемая защита от возгорания может состоять из порошковых импульсных модулей расположенных во внутренней части отсека распределителя и на внешней части форвардера, сзади кабины с проложенными трубами для подачи огнетушащего состава в отсек двигателя Также противопожарная защита форвардера  может состоять из аэрозольных средств пожаротушения, расположенных во внутренних частях отсеков форвардера. Пожарный извещатель располагается по всему периметру отсека двигателя (вокруг двигателя), заходя в отсек распределителя. (см. расположение элементов системы пожаротушения)

 

Особенности противопожарной защиты скидеров (трелевочных тракторов).

Наиболее распространены скидеры JOHN DEERE 540GIII/640H/648H/748H/848H, TIGERCAT 610C/620D/630D/635D, CAT 517/525C/527/545C. Особенности работы данной лесной техники это низкочастотные нагрузки связанные с жесткими ударами малой амплитуды, движение со скоростью 3-10 км/час под небольшим грузом от 1 до 5 тонн по значительной калейности, размокшей почве, а также пересеченной лесной местности с лежащими бревнами и пнями (см.видео).

Данный вид техники отличается тем, что имеет два отсека, отсек двигателя и отсек распределителя находящийся под не поднимающейся кабиной. Отсек двигателя с небольшим размером подкапотного пространства с энегронасыщенным оборудованием и значительной не плотностью в верхней части капота. Отсек распределителя не большой со незначительным процентом  не плотности.   Отсек двигателя имеет в виде защиты снизу опускающийся поддон. Предусматриваемая защита от возгорания может состоять из порошковых импульсных модулей расположенных во внутренней части отсека двигателя и на внешней части скидера, сзади кабины по отношению к ножу, с проложенными трубами для подачи огнетушащего состава в отсек распределителя. Пожарный извещатель располагается по всему периметру отсека двигателя (вокруг двигателя), заходя в отсек распределителя. (см. расположение элементов системы пожаротушения).

 

Особенности противопожарной защиты бульдозеров.

Наиболее распространены лесные бульдозеры CATERPILLAR D5G/D6G, LIEBHERR 744,

Особенности работы данной лесной техники - это низкочастотные нагрузки связанные с жесткими ударами малой амплитуды, движение со скоростью 3-10 км/час значительной калейности, размокшей почве, а лесным дорогам с целью их расчистки, разравнивания и укладки грунта (см.видео).

Данный вид техники отличается тем, что имеет один отсек двигателя Отсек двигателя с небольшим размером подкапотного пространства с энегронасыщенным оборудованием и значительной не плотностью в верхней части капота.  Отсек двигателя имеет в виде защиты снизу опускающийся поддон. Предусматриваемая защита от возгорания может состоять из порошковых импульсных модулей расположенных во внутренней части отсека двигателя, Пожарный извещатель располагается по всему периметру отсека двигателя (вокруг двигателя), (см. расположение элементов системы пожаротушения).

 

Автоматические системы пожаротушения должны обладать возможностью универсального конфигурирования под любое транспортное средство, а также обладать способностью, программно изменять по желанию клиента алгоритм пожаротушения и временные задержки, как срабатывания средств пожаротушения, так и отключения двигателя и массы. Например, устанавливать пуск средств пожаротушения одновременный или поочередный в одном защищаемом отсеке.

Устанавливаемые системы пожаротушения должны работать автоматически, исключая возможность участия в процессе пожаротушения человека, используя участие человека в процессе пожаротушения лесной техники, как вспомогательный. При получении сигнала от пожарного извещателя о возгорании противопожарная система должна остановить двигатель до момента остановки вентилятора охлаждения, расключить массу, дать звуковой и световой сигнал оператору, произвести запуск средств пожаротушения и произвести запись всех событий и действий системы в энергонезависимый архив. По окончании процесса пожаротушения система не должна давать включить двигатель.

Семи описанными функциями, качествами и алгоритмами обладает АСКПБ «САРПИС®».

 

Одно из достоинств элементов систем «САРПИС®», является водонепроницаемость и защита по электро-магнитной совместимости, что очень важно при эксплуатации на лесной технике.

  

   Всем современным требованиям и характеристикам, необходимым для защиты  лесодобывающей техники удовлетворяет Автоматическая Система Контроля Пожарной Безопасности (АСКПБ) «САРПИС®-Т.02». Испытания данной системы проходили на одном из военных предприятий изготовляющих оборудование для тяжелой техники.   Стоимость системы зависит от нескольких факторов: первое, от количества защищаемых отсеков, второе, от выбора самого прибора управления. Средняя стоимость защиты лесной техники от пожара, например  форвардера от 120 000 рублей, скидера от 100 000 бульдозера от 80 000 рублей. Надежная современная автоматическая система пожаротушения не может стоить дешево, так как используемые в ней элементы, обеспечивающие современные технологии и защиту стоят не дешево. При выборе автоматической системы пожаротушения следует всегда интересоваться характеристиками и возможностями систем, которые предлагают по боле низкой цене. Технологии надежности и качества никогда дешево не стоили, особенно если оборудование предназначено для работы в условиях крайнего севера.

    

 

Исполнение и характеристики прибора управления

Принципы построения автоматической системы пожаротушения САРПИС®

Сравнительные характеристики систем САРПИС® с аналогами

Описание работы АСКПБ «САРПИС»

 





 
Группа Компаний К7
127015, г. Москва, Дмитровское шоссе 157, корп. 9
Тел/факс: +7(495) 782-77-87
e-mail:
Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS